RUS | UKR | ENG | ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ
Взрывные работы применяются на всех угольных шахтах. С их помощью в настоящее время проводится около 70% тупиковых выработок и добывается около 10% угля. На предприятиях угольной промышленности ежегодно расходуется около 8 тыс. тонн ВВ, из них около 5 тыс. тонн предохранительных и 7-8 млн. штук электродетонаторов. В отрасли работает около 1900 мастеров-взрывников. Мастера-взрывники включены в штат участка взрывных работ, а на ряде шахт при количестве их менее 20 - в штат участка ВТБ. Руководство взрывными работами возложено на первых руководителей предприятий. Для хранения взрывчатых материалов на шахтах имеются подземные расходные склады, на ряде шахт, кроме того, имеются раздаточные камеры и участковые пункты хранения ВМ. На большинстве шахт взрывные работы и всё операции по учету и хранению ВМ осуществляются в соответствии с требованиями "Единых правил безопасности при взрывных работах" и других действующих нормативных документов.
В последние годы проведена определенная работа, направленная на повышение безопасности и эффективности взрывных работ:
Кроме этого, разработан ряд нормативных документов [1,2] по совершенствованию организации руководства взрывными работами, по составлению режимов ведения взрывных работ. Готовится к изданию «Сборник нормативных документов по взрывным работам в угольных шахтах», не вошедших в «Единые правила безопасности при взрывных работах».
Несмотря на принятые меры, тенденции к снижению числа аварий и травматизма при взрывных работах не наблюдается. За период с 1992 г. по январь 1999 г. на шахтах при взрывных работах произошло пять аварий, в результате которых были травмированы люди. Нанесен большой материальный ущерб.
Так, 01.02.94 г. на шахте им. СМ. Кирова ПО «Стахановуголь» в выемочном участке № 49 пласта к13 гор. 530 м произошла вспышка метано-воздушной смеси. Метано-воздушная смесь взрывчатой концентрации образовалась вследствие выделения метана из угля, разрушенного при ведении взрывных работ в верхней нише лавы. Источником воспламенения метано-воздушной смеси явились раскаленные продукты детонации при взрыве шпуровых зарядов непредохранительного ВВ II класса - детонита М, вместо предусмотренного паспортом БВР ВВ V класса - угленита Э-6. В ходе расследования аварии было установлено, что взрывные работы проводились при нахождении людей на исходящей струе воздуха, гидрозабойка шпуров и водораспылительные завесы не применялись. В том же году, 03.09.94 г., на шахте «Славяносербская» ПО «Луганскуголь» в 3-й восточной лаве пласта к7, произошел взрыв метано-воздушной смеси с участием угольной пыли. Взрывоопасная концентрация метана в выработанном пространстве лавы образовалась из-за зависания кровли в нижней части лавы на протяжении 80 м по падению при подвигании забоя от разрезной печи на 28 м, ограничение этого пространства бутовой полосой внизу и обрушенной породой в верхней части лавы привело к созданию труднопроветриваемой зоны. Источником воспламенения метано-воздушной смеси явилось взрывание открытых зарядов ВВ IV класса - аммонита Т-19 в выработанном пространстве лавы без вывода людей из опасной зоны и замера содержания метана, без выполнения необходимых мер по борьбе со взрывчатой пылью.
По результатам расследования этих аварий были разработаны конкретные мероприятия, направленные на предотвращение подобных аварий, что нашло отражение в приказах Минуглепрома Украины. Однако по истечении времени в результате безответственного отношения руководителей ряда шахт к выполнению требований правил безопасности и указаний Минуглепрома подобные аварии возобновились.
Так, 11.05.98г. на шахте «Петровская» ГХК «Донецкуголь» в вентиляционном ходке лавы № 1 пласта h8 гор. 575 м произошел взрыв метано-воздушной смеси. Взрывоопасная метано-воздушная смесь образовалась в полостях обрушений в непроветриваемой зоне над крепью и призабойном пространстве вентиляционного ходка вследствие отключения вентилятора местного проветривания при производстве взрывных работ. Источником воспламенения метано-воздушной смеси явились взрывные работы, произведенные в загазированной выработке по негабариту породы взрывчатым веществом IV класса - аммонитом Т-19 при отсутствии средств взрывозащиты. Групповой несчастный случай, произошел вследствие несоблюдения режима ведения взрывных работ и невывода людей из опасной зоны. Спустя полгода, т.е. 02.01.98 г., вновь на шахте им. СМ. Кирова ГХК «Луганскуголь» в монтажном ходке лавы № 52 пласта к31 произошел взрыв метано-воздушной смеси с участием угольной пыли (предыдущая авария, как было сказано выше, на этой шахте произошла 01.02.94 г.). Как в первом, так и во втором случае основной причиной травмирования людей является их нахождение в опасной зоне.
Подобно шахте им. СМ. Кирова, на шахте «Горская» ПО «Первомайскуголь» также неоднократно происходили аварии при взрывных работах. Так, 23.01.68 г. в вентиляционном штреке 2-й южной лавы произошел взрыв метано-воздушной смеси, взрыв распространился по вентиляционному штреку и выработанному пространств верхней части лавы. Источником воспламенения явились продукты детонации ВВ IV класса - аммонита ПЖВ-20, проникшие по трещинам выработанное пространство лавы.
26.09.80 г. в конвейерном ходке 6-й центральной лавы пласта к8 гор. 900 м произошло воспламенение метано-воздушной смеси, перешедшее во взрыв метана и угольной пыли. Взрыв распространился по всей сети горных выработок, прилегающих к центральному уклону. Образование опасной концентрации метана в тупиковой части конвейерного ходка допущено вследствие недостаточного количества воздуха, подаваемого в забой ВМП. Источником воспламенения явилось взрывание открытого накладного заряда аммонита Т-19 для дроблении негабаритной глыбы породы (это самая крупная авария на угольных шахтах Украины за последние 50 лет, при этой аварии было травмировано 86 человек, из них 63 - смертельно). Наконец, 21.02.89 г. в верха ней части выработанного пространства 2-й северной лавы пласта к8 гор. 600 м напротив верхней ниши и в погашенной части конвейерного ходка 1-2-й северной лавы пласта к8 произошла вспышка метано-воздушной смеси, приведшая к пожару в выработанном пространстве. Источником воспламенения метана явилось выгорание переуплотненного из-за уменьшения расстояния между шпуровыми зарядами да 0,15 м и выброшенного в выработанное пространство лавы патрон Ш2ЦБ-2.
Во всех приведенных выше примерах имели место нарушения «Единых правил безопасности при взрывных работах» и других действующих нормативных документов. Основные среди этих нарушений следующие:
Катастрофические последствия воспламенений метана чаще всего имеют место в тех случаях, когда во взрыве принимает участие угольная пыль вследствие нарушений правил пылевзрывозащиты. Обстоятельства, причины и последствия рассмотренных выше аварий аналогичны происшедшим и ранее. Анализ 14 аварий, происшедших за период с 1983 г. по январь 1999 г. показывает, что взрывы распределяются следующим образом:
Показательно, что если в 60-70-х гг. основным источником воспламенения являлись выгорания ВВ, то за последние 10-15 лет это были высокотемпературные продукты детонации ВВ. С учетом случаев прорыва продуктов взрыва по трещинам на этот источник приходится 64% от общего числа взрывов газа.
Из анализа аварий за период с 1992 г. по январь 1999 г. также следует, что три аварии произошли при использовании предохранительного ВВ IV класса - аммонита Т-19, одна авария - при использовании непредохранительного ВВ II класса - детонита М и одна авария - при взрывании электродетонаторов в загазированной атмосфере одновременно со взрыванием шпуровых зарядов с целью их уничтожения. Четыре из пяти аварий, происшедших за период с 1992 г. по январь 1999 г., можно было бы предотвратить, если бы при взрывных работах вместо непредохранительного ВВ II класса и недостаточно предохранительного ВВ IV класса применялись высокопредохранительные ВВ VI и VII классов. Аналогичный вывод можно сделать и при рассмотрении причин и обстоятельств аварий, происшедших за более длительный период. Из анализа аварий, происшедших за период 1983-1999 гг. следует, что 13 до 14 аварий можно было бы исключить, если бы при взрывных работах вместо ВВ IV класса применялись современные ВВ V, VI и VII классов и выполнялись требования § 223 ЕПБ ВР по применению ВВ различных классов. Широкое внедрение новых предохранительных ВВ в сочетании со строгим выполнением требований §223 позволило бы кардинально повысить безопасность взрывных работ в угольных шахтах.
Как показывает анализ условий ведения взрывных работ в угольных шахтах, для выполнения требований § 223 ЕПБ ВР необходимо, чтобы доля ВВ V класса составляла не менее 50-60%, а доля ВВ VI класса -10-15% от ВВ IV класса: До 1986 г. такое соотношение имело место. Однако в последние годы началось неуклонное снижение доли ВВ V класса до 30% в 1994 г. и до 10% - в 1998 г. Из общего количества забоев, в которых необходимо применять ВВ V класса, фактически это ВВ в настоящее время применяют менее чем в 10% забоев. Применение высокопредохранительных ВВ VI класса в последние годы практически прекратилось, хотя в соответствии с § 223 имеются условия, где должны применяться только ВВ этого класса (восстающие выработки с газовыделением, верхние ниши лав с повышенным выделением метана, верхние и смешанные подрывки мягких пород в вентиляционных штреках, забои выработок, проводимых по нарушенному массиву).
Неблагоприятная обстановка также сложилась и при сотрясательном взрывании. Применение предохранительных и, соответственно, мощных ВВ при взрывании на пластах, опасных и угрожаемых по внезапным выбросам угля и газа, обусловлено необходимостью обеспечения наиболее полного отрыва горной массы проектного оконтуривания выработки и исключения ручных операций по оформлению забоя. Однако, как оказывает опыт, в ряде случаев: переход на режим сотрясательного взрывания используют для оправдания применения ВВ IV класса вместо ВВ V и VI классов. Это приводит к снижению безопасности взрывных работ в этих условиях, тем более, что в таких случаях режим сотрясательного взрывания, как правило, не соблюдается.
Необходимо также отметить, что в 29% случаев источниками; воспламенения явились выгорания зарядов ВМ. Для снижения аварий по этой причине МакНИИ разработаны, а заводами-изготовителями: освоен выпуск новых предохранительных ВВ V класса - угленитов 13П и 13П/1 и VI класса - угленита 10П, которые обладают высокой устойчивостью против выгорания и имеют повышенную работоспособность по сравнению с ранее выпускаемыми угленитами Э-6 и 12ЦБ. Кроме того освоен выпуск предохранительного ВВ IV класса с повышенной устойчивостью против выгорания - аммонита Ф-5. Аммонит Ф-5 по своим взрывотехническим показателям аналогичен широко применяемому в настоящее время аммониту Т-19, но значительно превосходит его по устойчивости к выгоранию.
Как отмечено выше, все аварии связаны с нарушениями требований правил безопасности. Нарушения, подобные вышеизложенным, выявляются не только при расследовании аварий, но также при обычных проверках безопасности при взрывных работах. Эти нарушения зависят от дисциплинированности, уровня квалификации, психологического состояния персонала, ведущего взрывные работы. Поэтому всегда существует вероятность того, что такие нарушения будут иметь место. Необходимо принимать все возможные организационные меры по снижению вероятности таких нарушений. Однако наряду с этим совершенно необходимо использовать технические средства предотвращения аварий, не зависящие от субъективных факторов. Такими средствами при взрывных работах прежде всего являются ВВ, имеющие повышенную безопасность, достаточную для исключения воспламенений взрывоопасной среды в условиях, где эти ВВ должны применяться. Безопасные свойства таких ВВ, заложенные в их технических характеристиках, и являются объективным фактором безопасности взрывных работ. Как свидетельствует опыт, применение подобных ВВ позволяет исключить воспламенение взрывоопасной среды при взрывных работах.
Так, например, до 1968 г. на сланцевых шахтах Минуглепрома СССР использовался не предохранительный аммонит № 6ЖВ и при этом, неоднократно происходили воспламенения пыли горючих сланцев. Начиная с 1968 г., по рекомендациям МакНИИ [3,4], аммонит 6ЖВ в этих шахтах был заменен предохранительными ВВ IV класса (ПЖВ-20, Т-19), а в 90-х годах - III класса (АП-5ЖВ). На сланцевых шахтах, где проведение выработок и добыча сланца ведутся исключительно взрывным способом, за 30 лет израсходовано порядка 300 тыс. тонн предохранительных ВВ и при этом не произошло ни одного воспламенения пыли. Однако как только на шахте "Сомпа" треста Эстонсланец" в августе 1973 г. была сделана попытка снова перейти на применение непредохранительного аммонита 6ЖВ, как вновь произошло воспламенение сланцевой пыли, в результате которого было травмировано 22 горнорабочих. Подобная ситуация имела место на угольных шахтах Германиии Англии. Так, до 70-х годов, когда в этих странах применялись ВВ подобные тем, какие в то время применялись в СССР, аварийность при взрывных работах у них была примерно такой же, как и в нашей стране. Однако с 70-х годов, когда в Германии в качестве основных предохранительных ВВ были введены устойчивые к выгоранию ВВ класса Шс, примерно соответствующие современному отечественному ВВ V класса углениту 10П, а в Англии - ВВ классов Р5, Р4/5 (аналоги современных отечественных ВВ V класса), - воспламенения метана при взрывных работах в этих странах прекратились.
Необходимая эффективность взрывных работ с использованием менее мощных, но более предохранительных ВВ в развитых угледобывающих странах достигается за счет применения электродетонаторов короткозамедленного действиях большим диапазоном общего времени замедления (400-500 мс) и большим интервалом замедления между соседними сериями (25-75 мс). В связи с этим следует отметить, что для инициирования шпуровых зарядов в нашей стране с 1968 г. применяются электродетонаторы типа ЭДКЗ-ПМ с интервалами замедлений 15, 30, 45, 60, 80, 100 и 120 мс, первые четыре ступени которых имеют разброс по времени срабатывания ±7мс, а остальные - ±10 мс что обеспечивает интервал замедления в ряде случаев между сериями всего лишь 1-2 мс, вместо научно обоснованных 15-20 мс. Таких интервалов явно недостаточно для получения нужной эффективности короткозамедленного взрывания. Поэтому малые интервалы между сериями и общее время замедления электродетонаторов являются одной из причин широкого примнения более мощных, но менее предохранительных ВВ.
Исследованиями МакНИИ, выполненными еще в начале 70-х гг, [5,6], установлена возможность увеличения в угольных шахтах общего времени замедления электродетонаторов короткозамедленного действия при использовании ВВ V и VI классов до 320 мс. Однако указанные рекомендации до сих пор не реализованы. Таким образом, для условий сланцевых шахт достаточным явился уровень безопасности отечественных ВВ III и IV классов. Для условий угольных шахт такой уровень безопасности ВВ является не достаточным вследствие того, что энергия воспламенения метано-воздушной смеси ниже, чем пыли горючих сланцев, а окружение зарядов ВВ углем, в отличие от окружения горючим сланцем, повышает полжигаемость ВВ и, соответственно, увеличивает опасность выгорания. Поэтому ВВ для угольных шахтах должны иметь повышенные предохранительные свойства, отвечающие действующим техническим требованиям к ВВ V и VI классов и исключающие воспламенение взрывоопасной метано- и пылевоздушной среды, в том числе при наличии прямого контакта с этой средой. Предотвращение выгораний этих ВВ обеспечивается за счет их пониженной горючести (поджигаемости), обусловленной рецептурой ВВ. Подобным требованиям отвечали упомянутые выше зарубежные ВВ, при использовании которых были исключены воспламенения метана на угольных шахтах Германии и Англии. Таким образом, для резкого снижения аварий при взрывных работах необходимо сократить объем применения ВВ IV класса, выбор ВВ осуществлять в строгом соответствии с требованиями § 223 ЕПБ ВР.
Травматизм при взрывных работах и обращении с ВМ, происшедший за последние 7 лет и не связанный со взрывами и вспышками метана, обусловлен следующими причинами:
Причиной попадания людей в опасную зону является то, что специальное время для ведения взрывных работ на шахтах, как правило, не выделяется. Взрывные работы совмещаются с выполнением других технологических операций. Причиной травмирования людей при перебуривании и механическом воздействии на отказавшие заряды, в первую очередь, является высокая чувствительность существующих электродетонаторов к механическим воздействиям, а появление отказавших зарядов обусловлено:
На травматизм от отказавших зарядов существенно влияет способ инициирования зарядов ВВ. На подавляющем большинстве шахт Украины применяется прямой способ инициирования, при котором патрон-боевик расплагается первым от устья шпура, а дно гильзы электродетонатора направлено ко дну шпура. В работе [7] на основании результатов исследований в шахтных и лабораторных условиях показано, что для снижения травматизма при взрывных работах целесообразно применять обратный способ инициирования.
1. Взрывные работы являются одной из причин воспламенения метана на угольных шахтах Украины. Вероятность этих воспламенений постоянно возрастает из-за широкого распространения недостаточно предохранительного и склонного к выгоранию ВВ IV класса аммонита Т-19 вместо более безопасных ВВ V и VI классов и, особенно в условиях, где согласно ЕПБ ВР должны применяться только ВВ этих классов.
2. Основными источниками воспламенений метана являются высокотемпературные продукты детонации недостаточно предохранительных ВВ и выгорания шпуровых зарядов ВВ.
3. Основной причиной травматизма людей при взрывных работах является их нахождение в опасной зоне взрыва.
4. Повышение безопасности взрывных работ может быть достигнуто за счет:
5. Для повышения эффективности взрывных работ с использованием ВВ V и VI классов следует разработать и внедрить электродетонаторы короткозамедленного действия с общим временем замедления 300-400 мс с интервалами замедления 25-50 мс.
Типовое положение о руководстве взрывными работами в угольных шахтах, Макеевка, изд. МакНИИ, 1994. - 16 с.
Методические указания по составлению режимов ведения взрывных работ в угольных шахтах, опасных по газу или разрабатывающих пласты, опасные по взрывам пыли, Макеевка, изд. Мак-НИИ, 1994. - 10 с.
Рекомендации по безопасному применению короткозамедленного взрывания и предупреждению взрывов сланцевой пыли при ведении взрывных работ на шахтах трестов «Эстонсланец» и «Ленинградсланец», Макеевка, изд. МакНИИ, 1970, - 7 с.
Уточнение безопасных параметров короткозамедленного взрывания для шахт треста «Эстонсланец». Отчет о НИР, руководители Росинский Н.Л., Стикачев В.И., Нецепляев М.И., Макеевка, изд. МакНИИ, 1969. - 153 с.
Уточнение основных параметров короткозамедленного взрывания для тупиковых выработок шахт, опасных по газу или пыли. Отчет о НИР, руководитель Росинский Н.Л., Макеевка, изд. МакНИИ, 1970.- 183 с.
Провести промышленную проверку уточненных параметров короткозамедленного взрывания для тупиковых выработок шахт, опасных по газу и пыли. Отчет о НИР, руководитель Росинский Н.Л., Макеевка, изд. МакНИИ, 1972. - 110 с.
Провести исследования и установить параметры обратного способа инициирования зарядов ВВ. Отчет о НИР, руководители Бутуков А. Ю., Расторгуев В.М., Макеевка, изд. МакНИИ, 1994, - 72 с.